Здесь почти не бывает туристов, хотя посещения бесплатны. Сюда редко заглядывают взрослые, потому что с советским педантизмом посетителей тут принимают в самые неудобные будние часы. Случайные же визитеры практически исключены, поскольку для того, чтобы попасть по назначению, нужно доехать до станции метро «Спортивная» и, недоуменно покрутив головой в южном вестибюле, прямиком направиться… в комнату милиции, миновать мрачные лица и двери и, поднявшись по неожиданно мраморной лестнице на 3-й этаж, остановиться перед простой табличкой: «Народный музей Московского метрополитена».
Музей московского метро
«А вы знаете, что происходит ночью в метро?» — спрашивает экскурсовод притихших школьников. Мы подходим к скучноватой непонятной железке на рельсах. С этими странными тележками каждую ночь по темным тоннелям метро шагают дефектоскописты. Так называемые путеизмерительные приборы позволяют обнаружить самые незначительные изменения ширины колеи, опасные для поезда. Неисправности устраняются, станции чистятся, а по шахтам разъезжают паровозы на керосине. И только в 5:30 все выходят наверх, поезда покидают депо, встают за свои пульты диспетчеры. Хотя нет — сегодня они садятся за компьютеры, поскольку и работа диспетчера ныне модернизирована. Раньше же приходилось вручную переключать длинную шеренгу рукояток и переключателей, что требовало не только внимательности, но и определенной физической выносливости.
Дети с удовольствием дергают рычаги, бросают советские пятаки в щель старинного турникета и, прильнув к стеклу, наблюдают за всамделишным эскалатором в миниатюре.
Автомат для пропуска в московское метро в советскую эпоху
«Кто мне скажет, почему нельзя бегать по эскалатору?» — задает вопрос наш экскурсовод. Как ни странно, почти все попадают «пальцем в небо», так как в школе ребятам, конечно же, рассказывают, чего нельзя делать в метро, но вот почему нельзя — об этом сообщают редко.
В музее Московской области к данному вопросу относятся серьезно. Почему нельзя стоять в зоне прибытия поезда, как себя вести, если вдруг окажешься на путях или обнаружишь в вагоне непонятный сверток — на эту тему здесь охотно не только рассказывают, но и показывают видеофильмы.
«А как стать машинистом?» — умоляюще спрашивает вихрастый мальчишка, едва покинув кресло в демонстрационной кабине. «Для начала тебе придется забыть про свой плеер, — серьезно отвечает экскурсовод Валерия Евгеньевна, — ведь тонкий слух для машиниста жизненно необходим. Сам подумай, за сколько жизней он отвечает, ведь ежедневно московское метро перевозит девять миллионов человек… Сколько же это будет в год? — обращается она ко всем. И, не дождавшись результатов математических подсчетов третьеклассников, с гордостью заявляет: — Полпланеты, вот сколько!»