Известно, как белый день, что детский рисунок представляет собой способ общения малыша с окружающей действительностью. Как в каракулях, так и в осмысленных картинках дети отражают свой внутренний мир, такой, каким его видят и чувствуют. Нередко исчерканный бумажный лист крохи помогает понять его темперамент, настроение и недовыраженные чувства. Детское творчество – это конечно не печать баннеров, преисполненная профессионализма, тем не менее, любое Великое дело начинается с малого.
Всё начинается с обнаружения, в некотором роде с исследования на предмет того, что предметы оставляют следы. Этими предметами, как правило, становятся карандаш или ручка, губная помада матери, кусочек грязи. Так начинаются первые задатки маленького художника, проявляющие себя на бумаге, на стене или на полу. Ребенок оставляет напоминание о себе. Хотя говорить он еще не умеет, однако с помощью таких следов начинается общение с миром.
Каракули, а также рожденные руками дитяти мазки — есть способ проявления заложенного в человека инстинкта, который диктует охранять и помечать собственную территорию. Оставляя следы, ребенок словно говорит: «Я здесь живу. Это мое место». Любопытно, что разная окраска подразумевает какие-то определенные переживания, в таком диалоге цвета могут играть непосредственную роль. Ежели ему нравится территория, то он делает аккуратные пометки, именно в незаметных местах, к примеру, за диваном или дверью. Если же ребенок становится свидетелем ссоры родителей, чувствует с их стороны давление или какое-то напряжение, то он вполне может стряпать «шедевр» грязными пятнами, жирными или резкими мазками. Знакомые ситуации, не правда ли?
Очень важным моментом, в некотором смысле слова – моментом истины является реакция взрослых родителей на первые «пробы пера» своего ребенка. К сожалению, некоторые безобразные мамы с папами за это ругают чадо, отнимают карандаш, ручку или кисточку. Есть и такие, которые игнорируют все художественные начинания сына или дочки, тем самым, оставляют их без какого бы то ни было внимания либо позволяют рисовать во всех местах, где только пожелают дети. Здорово, когда взрослые поддерживают ребенка, проговаривая с любовью: «Да, это прекрасно! Хорошая работа». Похвалив, объясняют, что рисовать следует не на стенах, но на бумаге (коей могут быть специальные магнитные или грифельные доски, прикрепленные к стене и т.п.). В такой способ происходит включение ребенка в социум, ясно очерчиваются культурные рамки дозволенного.