Все больше и больше современных камер предлагают продвинутые возможности экспонометрии — сюда входят точечный и даже многоточечный замер. Эти варианты очень полезны при работе с такими сложными композициями, как заснеженный пейзаж. Важно только снимать показания экспонометра не со снега, а с поверхности с меньшей (в идеале — средней) отражательной способностью: в противном случае весь кадр получится серым.
Особенность многоточечного замера состоит в том, что одно измерение освещенности производится в светах (снег), а другое — в тенях (например, камни). Затем камера сама подсчитывает среднее значение и устанавливает верные параметры экспозиции. Но даже всех этих предосторожностей иногда оказывается недостаточно, так что проверяйте сделанные кадры на дисплее камеры, не сходя с места.
Лучше всего, конечно, завести ручной экспонометр, который будет безошибочно определять, какое количество света падает на тот или иной предмет. И если вы будете работать в ручном режиме, отталкиваясь от его показаний, то шансов ошибиться у вас практически не будет.
При работе с пейзажами вам также может понадобиться градиентный фильтр, поскольку даже зимой разница между небом и землей может составлять не одну ступень экспозиции.
При съемке пейзажей очень часто возникает искушение попробовать включить в кадр как можно больше пространства и перевести зум в самое широкоугольное положение. Но, к сожалению, в двухмерном пространстве фотоснимка уходящие вдаль равнины или же устремляющиеся вниз расселины будут выглядеть совсем не так, как в реальности. Снимки получатся маловыразительными, а пейзаж будет казаться слишком далеким.
Самый простой способ сделать кадр объемным — поместить какой-нибудь объект на переднем плане: изгородь, валун, ветку дерева… Это не только привлечет внимание зрителей, но и придаст всей сцене объемность, трехмерность, глубину. Можно остаться на широком угле зума (оптимальное эквивалентное фокусное расстояние — 24 мм). Подойдите поближе к объекту, чтобы его размеры доминировали в кадре, а остальные объекты „разбегались“ вдаль, к горизонту.
Протяженные объекты, такие как реки или изгороди, могут значительно улучшить композицию кадра, так как они будут направлять взгляд зрителя, изучающего снимок. Также неплохо найти возвышенность и снимать оттуда со штатива — так можно передать на снимке детали и особенности рельефа, которые никогда не заметишь с равнины.