Всегда ли мы умеем донести свою точку зрения до собеседника, способны ли мы убедить его в своей правоте?
Каждому из нас иногда приходится отстаивать свои воззрения. При этом в споре нередко высказываются противоположные суждения. Бывает, страсти накаляются так, что только держись. Люди переходят на личности, и начинаются крики, упреки, оскорбления. Вместо того чтобы высказывать мнение о сути дела, люди дают оценку личности собеседника.
Все мы много раз видели такие сцены и даже участвовали в них. Они случаются в семье, общении с друзьями, родственниками, соседями. Мы видим их на работе, в магазине, транспорте и даже в детском саду и школе…
Например, жена говорит мужу: «Ты не способен зарабатывать деньги, неудачник!». Муж, в свою очередь, отвечает: «А у тебя такой же несносный характер, как у твоей сумасшедшей мамаши!». Мать кричит на ребенка: «До чего ж ты неуклюжий, опять стакан разбил, не можешь удержать его в руках». Учительница ругает ученика: «Иванов, ты самый бестолковый мальчик в классе». И так далее.
Если мы оскорбляем человека, раним его, высказываем в его адрес обидные эпитеты — вместо того, чтобы говорить о конкретном поступке — то это приводит к отчуждению, а затем и к разрушению отношений.
Особенно это опасно по отношению к детям. Ведь их психика еще такая слабая, ранимая. Если мать с отцом оскорбляют и унижают ребенка, то они прививают ему комплекс неполноценности. В результате он вырастает забитым, слабым, или, наоборот, становится агрессивным и беспощадным.
Что же делать? Разве нельзя прямо выражать свое суждение, говорить человеку, что он неправ? Конечно, можно. Но при этом надо воздержаться от перехода на личности.
Высказывайте мнение о поступке или действии человека, а не о нем самом. Например, скажите: «Я с тобой не согласна, считаю, что ты неправ». Но нельзя говорить: «Ты ни черта не понимаешь и несешь собачью чушь». Это уже переход на личности. Поступая так, вы оскорбляете и унижаете человека.
Личность человека должна оставаться неприкосновенной, она должна быть вне зоны обсуждения. Например, если ребенок разбил чашку, не называйте его тупым, неуклюжим, бестолковым. Скажите о своих эмоциях, о том, что вы сами испытываете. Например: «Я расстроена тем, что ты разбил мою любимую чашку. Пожалуйста, в следующий раз будь внимательнее, сосредоточься и крепко держи ее в руках, смотри, куда ты ее ставишь». Конечно, это длиннее, чем просто обозвать ребенка идиотом. Но кого вы хотите вырастить: человека с чувством собственного достоинства или закомплексованного неудачника?..
Итак, если вы хотите научиться доносить свое мнение до собеседника и при этом сохранять с ним хорошие отношения, то говорите о его конкретном поступке, но не трогайте самого человека. Тогда все будет хорошо!
Автор: Инга Кристинская